Дошкольное отделение

Структурное подразделение дошкольное отделение ГБОУ ООШ с. Берёзовка работает на основании Положения..

Руководителем структурного подразделения является руководитель ГБОУ ООШ с. Берёзовка

Светлана Борисовна Поднавознова

Наш адрес: 446874, Самарская область, муниципальный район Елховский, с. Берёзовка, ул. Школьная, д, 20 "Б"

Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Официальный сайт: http://berezovka.yartel.ru/

Режим работы: Понедельник - пятница с 7:30 до 19:30 (12-ти часовое пребывание)

Приказ "Об изменении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребёнка в дошкольном отделении ГБОУ ООШ с. Берёзовка"

Положение о порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в структурное подразделение дошкольное отделение ГБОУ ООШ с. Берёзовка

Копия основной общеобразовательной программы дошкольного образования структурного подразделения дошкольного отделения ГБОУ ООШ с. Берёзовка

Программа дополнительного образования детей от 5 до 7 лет "Школа мастеров"

 Паспорт доступности

 

Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

В настоящее время лица с ОВЗ и инвалиды дошкольную организацию не посещают. При поступлении лиц данных категорий в ДО будет утверждена Адаптированная  программа дошкольного образования в соотвествии с рекомендациями ПМПК.

В группу обеспечен доступ всем категориям лиц с ОВЗ и инвалидам, кроме лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, т к конструктивный особенности здания не позволяют устроить пандус.

Физическое развитие

 В СП ДО работу по физическому развитию воспитанников осуществляется педагогами дошкольных групп.

В  группе созданы удовлетворительные условия для физического развития и здоровья воспитанников: материально – техническая база совершенствуется, система педагогических и медицинских форм работы с детьми, осуществляется сотрудничество с учреждениями района

Большое внимание в детском саду уделяется организации работы по физической культуре, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребёнка. Работа основывается на изучении индивидуальных особенностей и состоянии здоровья каж­дого воспитанника. Создаются благоприятные условия для полноценного психофизического развития детей (физической активности, через овладение общеразвивающими упражнениями, основными движениями, народными играми, элементами различных видов спорта и др.).Полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе которых формируются гигиенические навыки. Создаются благоприятные возможности для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития (умственным, социально-нравственным, художественно-эстетическим и др.)

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста проводиться 3 раза в неделю.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ:

- Методик и технологий:

• Пензулаева Л.Н. «Физкультурные занятия с детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет». М., 1988.

• Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей.- М., 1987 г.

• Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М., 1974.

При проведении непосредственно образовательной деятельности «Физическое развитие» активно используются разные способы организации двигательные активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В НОД включено изучение способов безопасной жизни деятельности, а также стимулируется творческое самовыражение детей с использованием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования и инвентаря. 

ДОУ способствует становлению у детей здорового образа жизни (даются представления о физической культуре, валеологии, взаимосвязи здоровья и ги­гиены,правилах безопасного поведения).

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитием физических качеств, созданием условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия воспитанников;
  • оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Данные задачи решаются в процессе организационных форм детской активности и самостоятельной деятельности детей. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный двигательный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, гимнастика после сна,  развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственно образовательная деятельность «Физическое развитие» и т.д.).

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В групповых помещениях оборудованы физкультурные центры с набором снарядов и игрушек для организации самостоятельной двигательной активности детей в соответствии с возрастными особенностями детей и различными видами движений: крупногабаритные пособия: лесенка, кубы,  мелкие пособия: мячи, обручи, мячи разных размеров, маты, мягкие валики, кольцеброссы и др. Имеются карточки – схемы для выполнения упражнений, картотеки подвижных игр и различного вида гимнастик. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Результатом работы педагогов детского сада в направлении физического развития детей является высокая мотивированность детей и их родителей на постоянные занятия физической культурой. 

Эффективная реализация закаливающих и оздоровительных мероприятий позволяют получать положительные результаты в оздоровлении детей, что подтверждается результатами мониторинга здоровья воспитанников. 

В коридорах ДО созданы и постоянно обновлялись познавательные стенды « «Безопасность дорожного движения», информационные стенды для родителей с наглядной агитацией в форме консультаций, рекомендаций, памяток по оздоровлению, закаливанию, развитию физических качеств (быстроты, выносливости, силы и др.), приобщения к здоровому образу жизни.

В течение учебного года воспитатели групп  проводят закаливающие мероприятия: соблюдение температурного режима, воздушный режим – сквозное, одностороннее проветривание, закаливание воздухом – утренняя гимнастика, приём детей на улице (старший дошкольный возраст), занятия физкультурой, оздоровительный бег, босохождение, хождение по дорожкам здоровья, закаливание – умывание прохладной водой, обливание рук до локтей,  профилактика плоскостопия. Проводится игровая утренняя гимнастика, дорожки здоровья. Кроме того, в работу с детьми включены познавательные практические беседы: «Уроки безопасности» (обучение ПДД, правилам безопасного поведения, здорового образа жизни), беседы с детьми валеологической направленности. В группах так же имеются наглядные и игровые пособия для расширения представлений ребёнка о здоровом образе жизни, занятии спортом.

Речевое развитие

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевыхзвуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развитиядетей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращенияобразец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе:

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речиразвитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.

1) О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцысоциально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

2) А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

3) Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова)рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

4) Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король»«Коршун»«Змея»«Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился»«Краски»«Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик«Кто кого запутает»«Поручение»«Похожи – не похожи»«Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача»«Звонок маме на работу»«Бюро добрых услуг».

5) Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического развития является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально-театрализованная и изобразительная деятельность. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
 
Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
 
Одним из важных условий реализации системы работы по  художественно-эстетическому развитию детей  в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
 
В группе созданы все необходимые условия для  осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Для приобщения детей к миру музыки, детский сад располагает фортепиано, техническими срелствами для прослушивания музыки, детскими музыкальными инструментами.
Группа  эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые зоны ; уголки искусства; музыкальные, центр книги; наборы кукол, ширмы для кукольного театра,  театральные атрибуты,  элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Одна из задач педагогического коллектива нашего детского сада  – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для этого мы определили ряд задач:
  • развивать художественно-речевые, исполнительские способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе;
  • учить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, развивать умственные и творческие способности;
  • через изобразительное искусство раскрывать богатство и разнообразие красок окружающего мира, знакомить с творчеством местных художников и мастеров;
  • воспитывать у детей интерес и любовь к музыке и музыкальной культуре посредством развития музыкального восприятия, отзывчивости, движений, слуха;
  • воспитание ребенка на основе традиционных нравственных ценностей;
  • формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, укрепление физического и нравственного здоровья
  • обеспечение каждого воспитанника достаточным для его возрастного периода набором знаний об окружающем мире;
  • формирование навыков и умений, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
  • специально-организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
  • художественно-речевая деятельность;
  • организация самостоятельной художественной деятельности;
  • совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение песен по заявкам детей, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах; показ кукольного настольного театра, рассказывание историй, сказок о звуках, музыке, мелодий).
  • организации игровой деятельности детей в течение дня;
  • регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;
  • кружковая деятельность художественно-эстетического направления 
  • различные виды досугов: танцевальные, обрядовые («Рождественские встречи», «Масленица» и др.).
  • организация выставок детского творчества;
  • конкурсы по выявлению творческих способностей;
  • экскурсии;

Познавательное развитие

Педагоги нашего детского сада уверены, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место в нашем ДОУ  занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей дошкольного  возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ включает:
  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ включает:
  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
  
   
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе.
ФГОС ДО определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка.
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)
Становление познавательно-исследовательской   деятельности   в значительной мере зависит от условий  жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее  предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.    
В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи:
  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения; мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Что дает исследовательская деятельность дошкольникам?
  • Во - первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
  • Во – вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
  • В – третьих, облегчает овладение метода научного познания в процессе поисковой деятельности;
  • В – четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направленности развития детской способности быть исследователем.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности наши педагоги используют разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр;
в повседневной деятельности: 
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Наши педагоги следуют интересам детей, которым интересно всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача педагога.

Страница 1 из 2

© 2022 Официальный cайт Березовской школы. Все права защищены.
Joomla! CMS - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Разработка и сопровождение: Красноярский Ресурсный центр - С. Глушков, Ю. Табаков.

Free Joomla! templates by Engine Templates